(Холчев Борис Васильевич; 7.06.1895, Орёл - 11.11.1971, Ташкент), архим. Дед Б. был иконописцем, отец получил потомственное дворянство. Учась в гимназии, Холчев почувствовал призвание к монашеской жизни, ходил в храм на все праздничные службы, много молился дома, читал творения св. отцов, с 14 лет не ел мяса. В 1913 г. Холчев окончил гимназию с золотой медалью и поощрительной стипендией для продолжения образования, поступил на философское отд-ние историко-филологического фак-та Московского ун-та. Занимался у Л. М. Лопатина (история новой философии), Г. И. Челпанова (психология и логика), Д. Н. Ушакова (история рус. языка), И. В. Попова (история ср. веков).
В 1916 г. Холчев впервые посетил Оптину пустынь, где беседовал с прп. Нектарием (Тихоновым), впосл. ставшим его духовным отцом, старец благословил юношу продолжать научные занятия. В 1920 г. Холчев окончил ун-т и был приглашен Н. И. Конрадом, ректором Орловского гос. ун-та, на кафедру психологии. Молодой ученый преподавал курс общей психологии, вел семинары по психологии и логике, являлся секретарем философского отд-ния, до 1924 г. руководил лабораторно-психологическим обследованием детей в Отделе охраны детей и материнства при Орловском губздравотделе. Холчев деятельно участвовал в церковной жизни, являясь секретарем приходского совета Воскресенского храма в Орле. В нач. 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей ученый был арестован, через 2 месяца за недоказанностью обвинений освобожден. Переехав в Москву, в марте 1922 г. Холчев был принят в НИИ психологии, созданный Челпановым при Московском ун-те. Одновременно проводил научные исследования в Первом вспомогательном психологическом ин-те для умственно отсталых детей, где сблизился с врачом-невропатологом С. А. Никитиным (впосл. еп. Стефан), к-рый вслед за своим другом стал прихожанином ц. свт. Николая в Клённиках. В 1924 г. Холчев начал работу на Московской медико-педологической станции Наркомпроса, директором к-рой был В. П. Кащенко. Одним из первых в стране занимался экспериментальной психологией.
Решив начать работу над диссертацией, ученый приехал к прп. Нектарию, чтобы просить его благословения и молитв, но старец неожиданно благословил его оставить учебу и рукополагаться во диакона к ц. свт. Николая в Клённиках. 21 апр. 1927 г., в Великий четверг, архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) рукоположил Холчева во диакона, 21 июля 1928 г. еп. Серпуховской Арсений (Жадановский) совершил священническую хиротонию. Ставленническую исповедь принимал о. Сергий Мечёв. С тех пор Б. стал духовным сыном и ближайшим помощником о. Сергия, а когда о. Сергий был арестован в 1929 г., на Б. легли все заботы о Никольском храме. В нач. 1931 г. о. Борис был арестован и приговорен к 5 годам лагерей. Отбывал срок в Вишерском, затем в Сибирском ИТЛ. Неподалеку от лагеря поселилась одна из духовных дочерей о. Бориса, врач М. П. Лаврова, к-рой время от времени удавалось оказывать ему помощь. В 1935 г. о. Борис был досрочно освобожден и поселился в Орле. В 1938 г. он вместе с Лавровой по совету о. Сергия Мечёва переехал в Рыбинск, где его никто не знал. У о. Бориса открылся туберкулез, ослабело сердце, развилась сильная близорукость, он получил инвалидность. В 1940 г. в Рыбинск переехал о. Сергий. Весной 1941 г. состоялась последняя встреча пастырей-исповедников, о. Сергий сказал, что скоро умрет, и поручил о. Борису своих духовных детей. 7 июля 1941 г. о. Сергий был арестован и вскоре расстрелян.
В 1948 г. о. Борис переехал в Ср. Азию и обратился к Ташкентскому еп. Гурию (Егорову) с просьбой о назначении на приход. 15 сент. 1948 г. он был зачислен в штат храма во имя прп. Сергия Радонежского в Фергане, вскоре назначен благочинным Ферганского округа. Став в 1950 г. настоятелем храма, о. Борис установил ежедневное совершение богослужений, после к-рых проводил беседы с паствой, прекратил практику «общей исповеди». Его проповеди записывались прихожанами и в тысячах копий расходились по епархии. В результате миссионерской работы священника, к-рая была необходима также по причине большого числа баптистов и хлыстов среди местных жителей, число крещаемых по воскресным дням достигало 40 чел. По просьбе о. Бориса иконы для иконостаса Сергиевского храма были написаны М. Н. Соколовой (впосл. мон. Иулиания), знавшей священника по храму на Маросейке, по подобию иконостаса Троицкого собора ТСЛ.
7 июня 1953 г. еп. Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) возвел о. Бориса в сан протоиерея и назначил священником Успенского кафедрального собора Ташкента, в 1955 г.- настоятелем собора. В 1954 г. прот. Борис был назначен председателем епархиального управления по вопросам подготовки епархиальных кадров, пенсионным вопросам и делам помощи беднейшим приходам. Широкая известность и авторитет священника среди верующих стали причиной того, что власти запретили ему принимать народ. 7 окт. 1955 г. прот. Борис был пострижен в монашество еп. Ермогеном с сохранением имени, «ибо он всю жизнь был монахом»; 26 нояб. возведен в сан архимандрита. Вскоре еп. Ермоген представил кандидатуру Б. на епископство. Однако чиновник из Совета по делам религий при Совмине СССР, в 30-х гг. в качестве следователя занимавшийся делом о. Бориса, отклонил рекомендацию. В авг. 1957 г. Б. был освобожден от обязанностей настоятеля кафедрального собора и назначен духовником епархии. До последних дней, несмотря на почти полную слепоту и мн. болезни, Б. нес чреду священнослужения и окормлял священнослужителей и мирян не только Ташкентской епархии, но и множество людей, приезжавших к нему со всех концов страны. Отпевание Б. совершил еп. Платон (Лобанков). К могиле Б., расположенной близ часовни «Всех скорбящих Радость» на ташкентском Боткинском кладбище, совершают паломничество правосл. верующие со всей Ср. Азии.